Функциональная грамотность

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь
молодежи в их «взрослой» жизни.

Составляющие функциональной грамотности:

1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5. Креативное мышление.

6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

— вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности:

https://fg.resh.edu.ru/

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

Нормативные документы:

Приказ «Об организации мероприятий,направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся в МБОУ «Степановская СОШ» на 2022-2023 учебный год 

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки №590 от 06.05.2019г.

Письмо Министерства Просвещения РФ от 12.09.2019г. «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

Распоряжение ДОО ТО №1521-р от 17.09.2021 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся ОО Томской области»

Приказ Управления образования Администрации Верхнекетского района №34 от 17.01.2022г. «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся образовательных учреждений муниципального образования Верхнекетский район Томской области, на 2021-2022 учебный год

Приказ МБОУ «Степановская СОШ» №12 от 21.01.2021 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ «Степановская СОШ», на 2021-2022 учебный год»,  План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ «Степановская СОШ»