В последнее время в школах участились конфликты между детьми, учителями и учениками, родителями и учениками. Доходит до того, что школьники нападают на учителей, организуют противоправные группировки. Школа – частица общества. Каково общество – такова и школа. Не случайно одним из способов разрешения школьных конфликтов являются «стрелки».
Одной из попыток разрешить сложившуюся ситуацию стало создание школьной службы медиации (примирения). Идея создания школьной службы медиации заимствована из-за рубежа. Такие службы есть в Северной Америке, Новой Зеландии, Австралии, практически во всех городах Европы. Первые школьный службы медиации в России были созданы при содействии центра «Судебно-правовая реформа» более 10 лет назад. Впервые в России программа примирения по случаю конфликта между учителем и учеником (где медиаторами были школьники) успешно прошла в школе № 464 г. Москвы 16 декабря 2001 года.
Служба примирения — это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением детей, модераторов. Когда взрослый человек начинает разрешать школьные конфликты, он прибегает к манипуляции, клеймению, формальному разрешению и угрозе наказанием. Формальное разрешение конфликтов («оба виноваты — и поэтому надо мириться»), срабатывающее в младшем школьном возрасте, в средней и старшей школе не даёт эффективного результата. Конфликт не завершается. Школьная служба примирения же обеспечивает возможность не карательного, а конструктивного разрешения конфликтов.
Школьная служба медиации (примирения) — это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся.
Задачи:
- научить детей общаться друг с другом и окружающими, привлечь к работе новых ребят;
- популяризировать деятельность школьной службы примирения среди педагогов и родителей.
Принципы:
- добровольность (добровольное участие школьников в организации, обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт);
- конфиденциальность;
- нейтральность.
Правовые основы.
В своей деятельности Школьная служба медиации руководствуется федеральными законами: «Об образовании в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушениях»; локальными актами школы: устав, положение о службе медиации, положение о школьном совете профилактики.
Структура и организация деятельности. Служба примирения состоит из одного или нескольких кураторов (обычно это заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, психолог или один из учителей) и нескольких (три и больше) старшеклассников. Все они проходят подготовку в обязательном порядке в качестве медиаторов, включая кураторов. Куратор пишет отчеты о проведенных процедурах, направляет работу ребят, проводит дополнительные занятия с ними.
По мнению экспертов школьная служба медиации – это путь, который учит обучающихся уважать себя и других, брать ответственность за свои поступки и за их последствия, путь, который не все взрослые готовы пройти без сомнений и колебаний.
Приказ №129/1 от 06.09.2021 «О создании службы школьной медиации (примирения)»
Положение о службе школьной медиации МБОУ «Степановская СОШ»
Приказ №36 от 15.03.2022г. «О внесении изменений в Положение о «Службе школьной медиации»
План работы службы школьной медиации МБОУ «Степановская СОШ» на 2022-2023 учебный год
Устав школьной службы медиации
План работы службы по медиации на 2021-2022 учебный год
План работы школьной службы медиации на 2020-2021 учебный год
План работы школьной службы медиации 2019-2020 учебный год
План-работы школьной службы медиации 2018-2019 учебный год
О внесении изменений в приказ №24 от 08.02.2018г.»О создании школьной службы медиации»
Программа профилактики конфликтов для 5-8 классов на 2020-2024 учебные годы
Согласие на обработку персональных данных
Согласие на проведение процедуру медиации
Заявление на проведение процедуры медиации
Журнал регистрации учёта обращений