В последнее время в школах участились конфликты между детьми, учителями и учениками,  родителями и учениками. Доходит до того, что школьники нападают на учителей, организуют противоправные группировки. Школа – частица общества. Каково общество – такова и школа. Не случайно одним из способов разрешения школьных конфликтов являются «стрелки».

Одной из попыток разрешить сложившуюся ситуацию стало создание школьной  службы медиации (примирения). Идея создания школьной службы медиации заимствована из-за рубежа. Такие службы есть в Северной Америке, Новой Зеландии, Австралии, практически во всех городах Европы. Первые школьный службы медиации  в России были созданы при содействии центра «Судебно-правовая реформа» более 10 лет назад. Впервые в России программа примирения по случаю конфликта между учителем и учеником (где медиаторами были школьники) успешно прошла в школе № 464 г. Москвы 16 декабря 2001 года.

Служба примирения — это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением детей, модераторов. Когда взрослый человек начинает разрешать школьные конфликты, он прибегает к манипуляции, клеймению, формальному разрешению и угрозе наказанием. Формальное разрешение конфликтов («оба виноваты — и поэтому надо мириться»), срабатывающее в  младшем школьном возрасте, в средней и старшей школе не даёт эффективного результата. Конфликт не завершается.  Школьная служба примирения   же обеспечивает возможность не карательного, а конструктивного разрешения конфликтов.

Школьная служба медиации (примирения) — это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся.

Задачи:

  • научить детей общаться друг с другом и окружающими, привлечь к работе новых ребят;
  • популяризировать деятельность школьной службы примирения среди педагогов и родителей.

Принципы:

  • добровольность (добровольное участие школьников в организации, обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт);
  • конфиденциальность;
  • нейтральность.

Правовые основы.

В своей деятельности Школьная служба медиации  руководствуется федеральными законами: «Об образовании в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушениях»; локальными актами школы: устав, положение о службе медиации, положение о школьном совете профилактики.
Структура и организация деятельности. Служба примирения состоит из одного или нескольких кураторов (обычно это заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог,  психолог или один из учителей) и нескольких (три и больше) старшеклассников. Все они проходят подготовку в обязательном порядке в качестве медиаторов, включая кураторов. Куратор пишет отчеты о проведенных процедурах, направляет работу ребят, проводит дополнительные занятия с ними.

 По мнению экспертов школьная служба медиации – это путь, который учит обучающихся уважать себя и других,  брать ответственность за свои поступки и за их последствия, путь, который не все взрослые готовы пройти без сомнений и колебаний.

Положение о школьной службе медиации

Устав школьной службы  медиации

Приказ о создании школьной службы медиации

План-работы школьной службы  медиации 2018-2019 учебный год

О внесении изменений в приказ №24 от 08.02.2018г.”О создании школьной службы медиации” 

План работы школьной службы медиации 2019-2020 учебный год