Музейная комната

             Руководитель школьной музейной комнаты  

    Коноплицкая Любовь Ивановна, 57 лет,  педагог дополнительного  образования.   Руководит музейной комнатой с 2018 года.    

     Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения. Помочь обрести новые знания о прошлом и настоящем, привить чувство ответственности и патриотизма. Научить бережному отношению к памятникам истории и культуры, обогатить внутренний мир детей, привить любовь к малой Родине, где живут и растут они, используя опыт прежних поколений.
       Программа развития музея предусматривает мероприятия по усилению противодействия искажению и фальсификации истории Отечества. В экспозиции школьного музея имеются подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы Великой Отечественной войны, героические подвиги наших односельчан. 
      Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты. 

      В числе важнейших мер предусматривается использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе. Опыт многих школ подтверждает целесообразность проведения уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы музея школы помогают учителю истории в освещении важнейших периодов Великой Отечественной войны. 
       Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения предлагается учителям в перспективном планировании на учебный год или полугодие предусматривать работу учащихся в музее и использовать музейные материалы в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами по истории.  
      Музей только тогда себя оправдывает, когда он становится организатором военно-патриотической работы. Поэтому предполагается усилить инициативу музея в организации общественно-полезных дел.

                                     История создания музейной комнаты

    Первое упоминание о создании школьного музея мы находим в протоколах педагогических советов Степановской школы за 1969 год. Поручение получила Бакулина Алевтина Трофимовна, учительница русского языка и литературы. До 1998 года она была бессменным руководителем туристического кружка и главным собирателем и хранителем музея. В восьмидесятые годы Алевтина Трофимовна вместе с ребятами-туристами обошла почти всех фронтовиков, живших в нашем посёлке, побеседовали с ними, составили анкеты, описали их боевой путь. Эти документы составляют костяк нашего музейного хранения. Позже, туристы ходили в пеший поход в Максимкин Яр и там, на чердаке заброшенного дома нашли связку солдатских треугольников. Через газету «Заря севера» нашли кому писались эти письма. Из туристической поездки по городам-героям Алевтина Трофимовна привезла вещи, которые рассказывают о Сталинградской битве, они у нас в музее находятся в одноимённой экспозиции. Основными предметами хранения вначале были анкеты ветеранов, фотографии, книги о войне, дарёные на память музею медали, ордена, документы, затем стали накапливаться и предметы домашней утвари, одежда, обувь и другое.

  Следующими руководителями стали Целищева Наталья Геннадьевна, заместитель директора по воспитательной работе, затем Резвых Татьяна Петровна, учитель географии. Они вместе с учениками, занимающимися в кружке краеведения, провели большую работу по составлению различных проектов и участию в районных краеведческих конференциях. Благодаря их  усилиям и уважительному отношению к прошлому нашего посёлка всё накопленное сохранилось и приумножилось.

                                     Разделы экспозиций  в  музейной комнате:

  • Предметы старинного быта из деревни Максимкин Яр» (12) — предметы быта.
  • «Сталинградская битва» (10) — фотографии ветеранов Великой Отечественной войны, воевавших под Сталинградом, ППС-43, осколки, каска, штыки.
  • Фронтовые письма:  «Письма с фронта» (32) — письма Тырышкина П.Д. жене, 1941-1945 годы.
  • «Ветераны Великой Отечественной войны – наши односельчане» (466) — анкеты, фотографии, воспоминания, военный билет, книжки красноармейца, ордена и медали.
  • «Путешествие по горам Тянь-Шаня» (20) — выставка фотографий.
  • «Учителя нашей школы» (34) — фотовыставка.
  • «Туристический кружок нашей школы» (63) — компасы, карты, таборное имущество, рюкзаки, альбомы с фотографиями, коллекция минералов, коллекции открыток растений, животных и птиц.
  • «Школьные предметы» (73) — перьевые ручки, счёты, портфель, линейки, циркули, тетради.
  • «Спортивные достижения» (242) — кубки, грамоты, фотографии, альбомы.
  • «Ёлочные игрушки» (172) — стеклянные, картонные, ватные ёлочные игрушки, бусы и гирлянды, искусственная ёлка.

                                    Материалы основного фонда:

Основной фонд музея составляют более 1500 подлинных предмета:

 —письменными источниками (фронтовые письма, воспоминания фронтовиков, воспоминания старожилов нашего посёлка, альбомы с исследовательскими работами на краеведческих конференциях разных лет);

-документами (грамоты, удостоверения, комсомольский билет, военные билеты, книжки красноармейцев);

  -пионерскими, комсомольскими атрибутами (пионерские и комсомольские значки, школьная форма, пионерский галстук);

  -изобразительными материалами (чёрно-белые и цветные фотографии);

  -вещественными памятниками (предметы крестьянской утвари – утюги, ухваты, чугуны, самовары, лапти, самопряха, крынка и др.; предметы, привезённые из Волгограда – ППС-43, солдатская каска, штыки, осколки снарядов, муляжи патронов; ёлочные игрушки разных времён и способов изготовления; предметы туристического назначения – компасы, рюкзаки, таборное имущество, секундомер, карты, наглядные пособия, коллекция минералов).

 Наиболее ценными экспонатами нашего музея являются солдатские письма, анкеты ветеранов Великой Отечественной войны, документы ветеранов Великой Отечественной войны, муляж пистолета-пулемёта Судаева 43, предметы деревенской утвари.

 Все предметы основного фонда зарегистрированы в инвентарных книгах, которые ведутся по всем правилам музейной работы: страницы прошнурованы, пронумерованы, в конце книги скреплены подписью директора школы и печатью.

Приказ о создании группы по реализации социального проекта «Книга Памяти п.Степановка Верхнекетского района»

Проект  «Книга Памяти п.Степановка Верхнекетского района Томской области»

Уникальные документальные материалы, хранящиеся в музейной комнате

Уникальные экспонаты, хранящиеся в музейной комнате

                                                                                       Экспонаты музейной комнаты

В новейшей истории нашего музея, которая началась с 2019 года, основной стала работа по каталогизации и систематизации фондов.        За годы работы школы музейная комната то работала, то не работала, а предметы хранения накапливались. До 1998 комнатой заведовала Бакулина А.Т., она и начала работу с детьми по сбору информации о фронтовиках, живших в нашем посёлке. Были опрошены 86 человек, заполнены бланки анкет, собраны фотографии. Параллельно с этой работой вёлся сбор документальных свидетельств о жизни посёлка, работе предприятий. Накоплено очень много фотографий, альбомов, воспоминаний, газетных статей, большая библиотека книг по истории и краеведению. Но никогда не велись каталоги, инвентарные книги, не было проведено ни какой работы по систематизации фондов хранения.

  Работа в музейной комнате в октябре 2019 года начали с того, что завели инвентарные книги, прошнуровали, пронумеровали их. Предметы хранения разделили по видам и начали канцелярскую работу!  На сегодняшний день у нас описаны и внесены в инвентарную книгу № 4 все документы, что касаются ветеранов Великой Отечественной войны. Это анкеты, фотографии, наградные книжки, книжки красноармейцев, военные билеты, воспоминания, газетные статьи, письма с фронта, а так же ордена и медали. Всего 466 предметов. Всем им присвоены каталожные номера. Почти сразу стали эти документы и сканировать тоже. И если работа по заполнению инвентарной книги в основном велась руководителем кружка, то сканировали и обрабатывали документы в электронном формате обучающиеся нашей школы, посещающие кружок «Краеведение»: Кощеева Антонина, Новосёлова Илона, Рогова Софья, Пикуля Альбина, Султанова Яна, Бадюля Ксения, Новик Дарья, Карелина Алиса.

 В электронный вид переведены все бумажные документы, касающиеся ветеранов Великой Отечественной войны.

Пикуля Альбина работает за компьютером

Рогова Софья и Шмарловская Маргарита

описывают предметы хранения.