Типы профессий

Технономические профессии («Человек – Техника»)

chelovek-tehnika_1

Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.

    Связаны:

  • с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик…);
  • с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея…);
  • с ремонтом техники (механик, электромонтер…).
    Склонности и предпочтения:

  • исследовать, наблюдать;
  • создавать и испытывать новые образцы;
  • планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;
  • придумывать новые способы деятельности;
  • самостоятельно организовывать свою работу и работу других;
  • принимать нестандартные решения.
    Выраженные способности:

  • технический склад ума;
  • пространственное воображение;
  • склонность к практическому труду;
  • эмоциональная устойчивость.

Биономические профессии («Человек – Природа»)

chelovek-priroda_3

В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.

    Связаны:

  • с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог…);
  • с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);
  • с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар…).
    Склонности и предпочтения:

  • ухаживать и наблюдать за животными;
  • разводить растения или животных;
  • заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу…);
  • бороться с болезнями, вредителями;
  • выращивать овощи и фрукты;
  • ориентироваться в природных явлениях;
  • наблюдать, изучать различные природные явлениями.
    Выраженные способности:

  • наблюдательность;
  • склонность к систематизации;
  • устойчивость внимания;
  • потребность в двигательной активности.

Сигнономические профессии («Человек — Знаковая система»)

chelovek-znak_2

В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.

    Профессии, связанные:

  • с текстами (корректор, переводчик, машинистка…);
  • с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир…);
  • с чертежами, картами;
  • со схемами (штурман, чертежник, картограф…);
  • со звуковыми сигналами (радист, телефонист…).
    Склонности и предпочтения:

  • обрабатывать тексты и таблицы;
  • производить расчеты и вычисления;
  • перерабатывать информацию;
  • работать с чертежами, картами и схемами;
  • принимать и передавать сигналы и сообщения;
  • хорошо считать в уме;
  • оперировать знаками и символами;
  • искать и исправлять ошибки.
    Выраженные способности:

  • способность к математике;
  • развитое абстрактное мышление;
  • высокая устойчивость внимания;
  • склонность к общению;
  • аккуратность и усидчивость.

Артономические профессии («Человек — Художественный образ»)

chelovek-hudozhestvennyj-obraz_1

Традиционно труд представителей профессий «человек — художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.

    Профессии данного типа связаны:

  • с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер композитор…);
  • с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер…).
    Склонности и предпочтения:

  • заниматься художественным оформлением;
  • заниматься художественным творчеством (живопись, скульптура, фотография, кино…);
  • сочинять (стихи, прозу и др.);
  • выступать на сцене;
  • изготавливать своими руками красивые вещи;
  • петь, играть на музыкальных инструментах.
    Выраженные способности:

  • яркое воображение;
  • образное мышление;
  • склонность к творчеству;
  • гибкость чувств;
  • специальные способности;
  • развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.п.).

Социономические профессии («Человек — Человек»)

chelovek-chelovek

    Предполагают постоянную работу с людьми и связаны:

  • с медицинским обслуживанием (врач, медсестра…);
  • с обучением и с воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учитель…);
  • с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант…);
  • с правовой защитой (юрист, участковый инспектор…).
    Склонности и предпочтения:

  • обслуживание людей;
  • занятие лечением;
  • обучение;
  • воспитание;
  • защита прав и безопасности;
  • управление людьми;
  • легкость знакомства и общения с новыми людьми;
  • умение внимательно выслушивать людей;
  • умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.
    Выраженные способности:

  • развитые коммуникативные способности;
  • эмоциональная устойчивость;
  • быстрая переключаемость внимания;
  • эмпатия;
  • наблюдательность;
  • организаторские способности.