Технономические профессии («Человек – Техника»)
Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.
- Связаны:
- с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик…);
- с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея…);
- с ремонтом техники (механик, электромонтер…).
- Склонности и предпочтения:
- исследовать, наблюдать;
- создавать и испытывать новые образцы;
- планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;
- придумывать новые способы деятельности;
- самостоятельно организовывать свою работу и работу других;
- принимать нестандартные решения.
- Выраженные способности:
- технический склад ума;
- пространственное воображение;
- склонность к практическому труду;
- эмоциональная устойчивость.
Биономические профессии («Человек – Природа»)
В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.
- Связаны:
- с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог…);
- с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);
- с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар…).
- Склонности и предпочтения:
- ухаживать и наблюдать за животными;
- разводить растения или животных;
- заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу…);
- бороться с болезнями, вредителями;
- выращивать овощи и фрукты;
- ориентироваться в природных явлениях;
- наблюдать, изучать различные природные явлениями.
- Выраженные способности:
- наблюдательность;
- склонность к систематизации;
- устойчивость внимания;
- потребность в двигательной активности.
Сигнономические профессии («Человек — Знаковая система»)
В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.
- Профессии, связанные:
- с текстами (корректор, переводчик, машинистка…);
- с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир…);
- с чертежами, картами;
- со схемами (штурман, чертежник, картограф…);
- со звуковыми сигналами (радист, телефонист…).
- Склонности и предпочтения:
- обрабатывать тексты и таблицы;
- производить расчеты и вычисления;
- перерабатывать информацию;
- работать с чертежами, картами и схемами;
- принимать и передавать сигналы и сообщения;
- хорошо считать в уме;
- оперировать знаками и символами;
- искать и исправлять ошибки.
- Выраженные способности:
- способность к математике;
- развитое абстрактное мышление;
- высокая устойчивость внимания;
- склонность к общению;
- аккуратность и усидчивость.
Артономические профессии («Человек — Художественный образ»)
Традиционно труд представителей профессий «человек — художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.
- Профессии данного типа связаны:
- с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер композитор…);
- с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер…).
- Склонности и предпочтения:
- заниматься художественным оформлением;
- заниматься художественным творчеством (живопись, скульптура, фотография, кино…);
- сочинять (стихи, прозу и др.);
- выступать на сцене;
- изготавливать своими руками красивые вещи;
- петь, играть на музыкальных инструментах.
- Выраженные способности:
- яркое воображение;
- образное мышление;
- склонность к творчеству;
- гибкость чувств;
- специальные способности;
- развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.п.).
Социономические профессии («Человек — Человек»)
- Предполагают постоянную работу с людьми и связаны:
- с медицинским обслуживанием (врач, медсестра…);
- с обучением и с воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учитель…);
- с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант…);
- с правовой защитой (юрист, участковый инспектор…).
- Склонности и предпочтения:
- обслуживание людей;
- занятие лечением;
- обучение;
- воспитание;
- защита прав и безопасности;
- управление людьми;
- легкость знакомства и общения с новыми людьми;
- умение внимательно выслушивать людей;
- умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.
- Выраженные способности:
- развитые коммуникативные способности;
- эмоциональная устойчивость;
- быстрая переключаемость внимания;
- эмпатия;
- наблюдательность;
- организаторские способности.