РЕБЯТА! Вам предстоит выбрать свой профессиональный маршрут. Это сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека.
ЗНАЙТЕ, если Вы найдете занятие по душе, Ваши физические и духовные силы смогут проявиться наилучшим образом. Для того чтобы найти такое занятие, нужно очень многое принимать во внимание.
Хочу. Интересы, склонности.
Склонность – стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью.
Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности. Стремление к познанию, желание ознакомиться с каким-либо предметом или явлением, изучить его, воспринимать, думать о нем.
Интересы и склонности могут быть к одному или многим объектам и видам деятельности.
- Склонности к работе:
- с людьми – нравится шефская воспитательная работа с младшими школьниками, общественно-организаторская работа среди сверстников, занятия с младшими дома, во дворе, в детском саду;
- с техникой – лабораторные, практические работы по физике, химии, электронике и т. д., выполнение работ на уроках труда, занятия в технических кружках, моделирование и конструирование, ремонт бытовой техники, сельскохозяйственное опытничество;
- с условными знаками – выполнение вычислительных подсчетов, чертежей, схем;
- с художественными образами – выполнение заданий на уроках рисования, пения, занятия в кружках художественной самодеятельности, в изостудиях, оформление класса, школы и т.д.;
- с растениями и животными – лабораторно-практические работы по биологии, работы на пришкольном участке, в саду, огороде, теплице; уход за животными в уголке живой природы, занятия на станции юных натуралистов или при зоопарке.
Могу. Способности, состояние здоровья.
Способности – индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием её успешности.
Общие способности – способность к овладению знаниями, интеллект.
Специальные способности – обеспечивают достижение высоких результатов в специальных областях деятельности (в музыке, живописи, литературе, математике и т.д.).
Практические способности – успешность в практической деятельности. К ним относятся организаторские, конструктивно-технические и педагогические способности. Способности проявляются и развиваются в деятельности.
Надо. Мир профессий, потребности общества в кадрах.
Обществу нужны специалисты всех профессий, одних специалистов нужно больше, других меньше. Поэтому, выбирая профессию, желательно согласовывать свой выбор с потребностью общества в кадрах.
Типичные ошибки ребенка и семьи при выборе профессии
- Ориентация семьей ребенка сразу на профессию высшей квалификации.
- Пренебрежение к профессиям, которые являются не престижными, хотя и значимыми в жизни.
- Отсутствие у ребенка своего мнения в выборе профессии и принятии решения не собственной воле, а по требованию родителей или других людей.
- Перенос отношения к конкретному человеку, который является представителем какой – либо профессии, на саму профессию.
- Увлечение только внешней или какой – либо одной стороной профессии.
- Перенос орошения к учебному предмету на профессию, связанную с этим учебным предметом.
- Выбор профессии, связанный с выбором данной профессии друзьями.
- Отсутствие умения разобраться. Оценить свои способности, возможности в выбранной профессии.
- Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребенка.
- Завышенная или заниженная самооценка собственных личностных качеств, которая способствует неадекватности в выборе той или иной профессии.